Уважаемые Господа!
Ежедневно, по несколько раз на дню, мы сталкиваемся с компрессорами и механизмами причина аварии которых - возникшая проблема с маслом. Старое масло, потерявшее все свои свойства, масло с водой (эмульсия), масло с другими параметрами и других классов автомобильное, веретенка, авиационное! и в том числе отработка, что уже точно маслом не является. Вышедшие из строя новые винтовые пары и поршневые головы, убитые винты, поршня, цилиндры, коленчатые валы, вкладыши и подшипники.
Итак что о такое компрессор и для чего туда наливают масло?:)
Компрессоры различаются:
По принципу действия и основным конструктивным особенностям;
По роду сжимаемого газа:
- воздух (до 90% всех компрессоров)
- газы:
химически неактивные CO2, CO, N2, инертные газы;
химически активные O2, Cl2, HCl, H2S, SO2;
углеводороды.
- низкого (с конечным давлением до 1 МПа)
- среднего (от 1 до 10 МПа)
- высокого (от 10 до 100 МПа)
- сверхвысокого (свыше 100 МПа)
По производительности(от 2 до 20 000 м3/мин)
В зависимости от предназначения (типа) компрессоров, обеспечивающих работу механизмов в определенных условиях (высоких или низких температур, запыленности, на воздухе или в воде, в химически агрессивной среде и т.д.), к компрессорным маслам предъявляются соответствующие требования.
Типы компрессорных масел
Масла для поршневых и ротационных компрессоров:
- Для поршневых компрессоров среднего и высокого давления: К-19; КС-19
- Для поршневых и ротационных компрессоров с температурой нагнетания
- до 200oС: К3-10; К3-10Н
- Для тяжелонагруженных компрессоров высокого давления: К2-24; К3-20; К4-20; К2-220
Масла для турбокомпрессорных машин
- Кп-8С
- Турбинные масла: Тп-22; Тп-22Б
Масла для компрессоров холодильных машин
- Минеральные: ХА-30; ХФ12-16; ХФ22-24
- Синтетические: ХФ22С; ХС-40
Условия работы компрессорных масел и требования, предъявляемые к ним.
Поршневые и ротационные компрессоры
Условия работы масел:
Непосредственный контакт со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Масло работает как уплотняющая среда (герметизирует камеру сжатия), смазывает цилиндры и клапана.
Требования к маслам: Высокая термоокислительная стабильность, способность предотвращать или сводить к минимуму образование коксообразных масляных отложений в нагнетательных линиях компрессоров, антипенные свойства, определенный уровень вязкости.
Турбокомпрессорные машины
Условия работы масел: Смазывание и охлаждение подшипников, валов и других деталей, защита от коррозии.
Требования к маслам:
Оптимальная вязкость, хорошая антиокислительная стабильность, устойчивость к осадкообразованию. Возможно применение турбинных масел (Тп-22С, Тп-22Б)
Компрессоры для холодильных машин
Условия работы масел:
Непрерывный контакт с хладагентом образуется смесь хладагента и масла, которая выполняет одновременно функции и рабочего вещества, и смазывающей жидкости.Постоянные колебания температуры и давления.
Требования к маслам:
Низкая температура застывания, высокая химическая стабильность (масло не должно вступать во взаимодействие с хладагентами), нейтральность по отношению к деталям холодильной установки.
Классификация и обозначения отечественных компрессорных масел
По своему назначению масла подразделяются на 4 группы:
первая для компрессоров, работающих при умеренных режимах, сжимающих воздух и другие нерастворимые в масле газы при температуре нагнетания ниже 160С
вторая то же, при температуре нагнетания ниже 180С
третья для компрессоров, работающих в тяжелых условиях при температуре нагнетания ниже 200 С
четвертая для компрессоров высокого давления, работающих в особо тяжелых условиях при температура нагнетания выше 200С
Маркировка масел и расшифровка
Пример: «КС-19п», «Кп-8С», «К2-24», «К3-10» и др.
«К»означает принадлежность к компрессорным маслам.
Цифра после «К» (кроме 1) группа масла.
Цифра после дефиса кинематическая вязкость при 100 0С.
«п» масло с присадками.
Буква «С» масло вырабатывается из сернистых нефтей.
Зарубежные стандарты на компрессорные масла
Стандарт DIN 51506предусматривает классификацию масел для воздушных компрессоров по степени напряженности:
Сорта VB, VB-L для всех воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 140С
Сорта VC, VC-L для стационарных воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 160 0С и компрессоров, установленных на транспортных средствах, с температурой нагнетания до 220С
Сорта VD, VD-L для стационарных воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 220 С и компрессоров, установленных на транспортных средствах, с температурой нагнетания до 220С
Буква Lв обозначении класса означает, что масло легировано присадками